^ Наверх

Глухих степей незнаемый певец

Опубликовано - 2013-10-04

Люди часто заблуждаются на свой счет. А особенно заблуждаются те, кого принято называть творческими людьми. Наверняка, каждый хотя бы однажды слышал, как о ком-то отзывались так: «О, это человек творческий!» — что почти всегда означало: "Ну, какой с него спрос?!" Если ты нарисовал пару рисунков на соседском сарае, сделал десятка два мутных снимков или написал стихотворение «о неразделенной любви» — всё, молва причисляла тебя к славной когорте творческих личностей, и ты получал, скажем так, легитимную возможность заблуждаться на свой собственный счет. Самое занятное, что с возрастом заблуждения не проходят, как было бы логичным предположить, но принимают форму стойкого психического расстройства (уж я-то знаю, о чем говорю).

Во время оно, когда американский кинематограф хлынул в нашу страну широким и бурным потоком, моё внимание привлекло то, что в титрах тамошних фильмов кинооператоров обозначали словом photographer, то есть фотограф. Казалось бы, пустяк, но... один раз это попало мне на глаза, другой, третий... и так в подсознании незаметно сформировалось убеждение, что кинооператор и фотограф суть одно и то же, а вся разница между ними — небольшая в сущности разница — это наличие у мастера того или иного инструмента, то есть кинокамеры или фотоаппарата. Самомнение — о, эта ядовитая змея! — разрослось в моём сердце до совершенно неприличных размеров, не имея даже капли фактического основания — на одном лишь предположении. Иначе говоря, я жил и работал (фотографом в службе быта) в полной уверенности, что окажись в моих руках кинокамера, — видеокамер тогда ещё просто не существовало — я тут же начну так же естественно и непринужденно снимать кино, как теперь естественно и непринужденно фотографирую. При таком раскладе однажды что-то непременно должно было произойти. Оно и произошло.

В один из дней у меня появилась-таки в руках камера. Великолепная камера, японская, профессиональная с прекрасным объективом и пр. Еще даже не сняв и одной минуты видео, я уже смотрел на своих знакомых видеооператоров с тем снисхождением, с каким смотрит обладатель нового «Фольксвагена» на хозяина «Калины». Он качает покровительственно головой и с плохо скрываемым сочувствием говорит: «Да нормальная, старик, у тебя машина! Даже не комплексуй. Цвет вот хороший — красный! В салоне не холодно. Кстати, не холодно?... Ну вот, что ещё надо?!... Конечно, конечно, не «Фолькс»... даже глупо сравнивать. Но — ты же понимаешь? — это просто уже другая опера. Это классика, старик, вот и всё». И вот оказавшись обладателем такого «видеофольсквагена» я отправился на первую свою съёмку...

При съёмке фотоаппаратом ты наводишь объектив на желаемый объект, ждешь подходящего момента или сразу нажимаешь кнопку спуска, затвор открывается на доли секунды и закрывается — готово, снимок сделан. При работе с видеокамерой механизм несколько иной. Наводишь объектив на объект и нажимаешь кнопку записи, затвор открывается и... не закрывается, пока вновь не нажмешь на кнопку. Что же происходит с объектом? Если этот объект живой — человек, например, или домашняя животинка, или птичка в ветвях клёна — то он, конечно, не просто не остается неподвижным, но и норовит ускользнуть из кадра. Ладно, если объект один, за ним можно следить, поворачивая камеру, а если не один, а их несколько и они норовят выскользнуть в разные стороны — куда поворачивать камеру? Если съемки постановочные, всё понятно. А если снимаешь жизнь?.. Как определить, где будет происходить главное? А ведь надо же ещё заботится, чтобы в кадре присутствовала какая-никакая композиция, или так — чтобы одна композиция естественно перетекала в другую, чтобы освещение было выразительным... В общем, как только включаешь «запись», так сразу и обнаруживаешь, что есть много нюансов, с которыми ты никогда не сталкивался, о которых понятия не имеешь, и которые обеспечивают тебе полное и достойное быть снятым на видео фиаско. Фиаско слово не русское, и означает оно вот что: ты гордо взмываешь, как Икар, вверх к самому солнцу, и, как и у Икара, крылья твои отчего-то вдруг сгорают. Тогда ты чертишь небо по диагонали с ревом, как подбитый «Мессершмитт», и падаешь. Какая драма! Падаешь не среди прекрасного пейзажа, что было бы даже и утешительно, а в такую грязную и дурно пахнушую придорожную канаву. Брызги, клубы пара, обгоревшие крылья шипят... и в довершение «видеофольксваген» бъёт по затылку. Картинка получается напрочь лишенной всякого лоска. А тут еще твой приятель, хозяин красной «Калины», останавливается, смотрит на тебя с удивлением и спрашивает: «Всё нормально?» — «Нормально. Вот отдыхаю тут в прохладце, — говоришь ты, стараясь быть непринужденным, — чего-то притомился. Жарко...» — «А-а-а... — тянет приятель, — по-ня-ттт-но». Нифига ему, конечно, не понятно!

...Однако, как известно, нет худа без добра. Бог не без милости, и мозги мои солнцем не выжгло до конца, поэтому немножко оклемавшись стал думать, искать ответы на вопросы, прямо скажем, поставленные ребром самой жизнью. И постепенно, с трудом, но всё же, слава Богу, как-то пришел к пониманию, что дело совсем не в «Фольксвагене» или, как говорят водители, дело было не в бобине...

В школе, когда Мариванна учила нас, как следует писать сочинения, она напирала на то, что непременно должны быть и лирические отступления. То есть вот тут главное, но должна быть и лирика, немного. Мариванна хотела оставить меня на второй год в девятом классе, но пожалела и не оставила. А зря! Теперь вот мои лирические отступления, бывает, увлекают меня настолько, что я совершенно забываю, ради чего, собственно, взялся писать. А писать я взялся — сегодня, во всяком случае, — чтобы плавно подвести читателей к просмотру коротенького видео. Я хоть и потерпел фиаско, но всё же не избавился от убеждения, что фотограф и photographer одно и то же (ничего не держится человек так упорно, как своих заблуждений!). Каждую осень дети увлекают меня в Борки. Это место, думаю, знакомо и любимо многими, а я сам, кажется, знаю там не только все тропинки, но каждая береза мне знакома лично. В один из таких походов я и снимал видеокамерой, а не фотоаппаратом. Поскольку сложности, о которых уже было сказано, мною до сих пор не преодолены, то у меня получились такие длинные (или протяженные) фотографии, которые я спустя два года склеил вместе, подложил под них музыку Шопена и таким образом получился фильмик. Мой друг, профессионал, смотрел, покачивал головой и периодически ронял: это ещё что?.. ну, так разве можно?... вообще никуда не годится!... Короче, тут не то... там — не это... Я слушал друга, вздыхал полной грудью, разводил руками, плечами пожимал, брови мои то и дело ползли вверх, округляя глаза... Я соглашался со всем. Возразить мне было нечего, друг прав был не то что в каждом слове — в каждой запятой. И всё же одна мысль так и зудила меня: «Интересно, — думал я, — а если бы его детство, как и моё, прошло здесь, заметил бы он всё это?»

Когда один, в минуты размышленья,
С природой я беседую в тиши,—
Я верю: есть святое Провиденье
И кроткий мир для сердца и души.
И грусть свою тогда я забываю,
С своей нуждой безропотно мирюсь,
И небесам невидимо молюсь,
И песнь пою, и слезы проливаю...
И сладко мне!...

Иван Никитин

ОБСУЖДЕНИЕ

Попова Любовь (жена Попова Анатолия) 2014-02-06 18:25:13

А мне-то как понравилось! :)Как должно понравиться, чтобы 16 минут своей жизни отдать просмотру чужого видео! Хочу там побывать, хотя вроде ничего особенного, простая русская природа, такие места можно встретить и у нас под Екатеринбургом, правда хвойных деревьев побольше...Музыка, люди, природа -все в единении,в гармонии.

Сергей Глухих 2014-09-22 20:07:17

Очень понравился фильм и рассказ.

Сергей Глухих 2014-09-22 20:07:17

Очень понравился фильм и рассказ.

Геннадий Лукьяница 2014-09-27 16:21:51

Здорово,молодец,Петруха!!!

Светлана Коновалова 2014-10-14 02:43:49

Фильм понравился -очень...По своему -прелестно...

Dennis 2014-10-27 20:27:11

Thanks for intnudocirg a little rationality into this debate.

Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться

Недавние статьи:

RSS

Энтомологическая сила природы В отрочестве и юности я был впечатлительным и влюбчивым. Как, наверное, ...

В гостях у "Пикассо" Не помню, когда и кто наградил его прозвищем Пикассо, но знаю, ...

В деревне Отправились вчера в деревню к моему другу за мёдом - как-никак ...

О, Мариванна! В юности довелось мне близко знать одного известного в городе фотографа, ...

Наводнение. Апогей. В первый день съемок масштабы впечатляли и казалось, что это придел, ...